Робер КАМБЕР (Robert Cambert) (ок.1627 - 1677) - французский композитор и органист, писавший, главным образом, оперы. Его опера "Помона" (Pomone, 1671) была первой настоящей оперой на французском языке, поставленной на театре.

Камбер учился музыке у Жака Шампьона Шамбоньера (ок.1602 - 1672), которого современники считали одним из величайших музыкантов Европы. Первым музыкальным постом Камбера стала должность органиста при церкви Св Оноре в Париже (с 1652 г.). В 1655 г. он женился на Мари де Мустье.

В 1659 г. Камбер, в сотрудничестве с поэтом Пьером Перреном (1625 - 1675), написал своё первое произведение для сцены, Pastorale d’Issy, после чего обрёл патрона в лице кардинала Мазарини, который способствовал назначению Камбера в 1662 г. суперинтендантом (управляюшим) музыки вдовствующей королевы Анны Австрийской, матери Людовика XIV. Однако, вскоре, после смерти могущественного
Мазарини и ухода Королевы Анны в монастырь, положение Камбера при дворе ухудшилось.

В 1669 г. Людовик XIV даровал Камберу и Перрену монополию (королевскую привилегию) на постановку оперных представлений во Франции. Камбер был также приглашён в недавно основанную Королевскую Академию Музыки (Academie Royale de Musique). К сожалению, вскоре он был вытеснен оттуда итальянцем Люлли, который также уговорил Людовика XIV отдать оперную монополию ему, отобрав оную у Камбера и Перрена.

Évincé de la scène lyrique à cause de Lully, il poursuit sa carrière en Angleterre.
Оскорблённый таким отношением и отсутствием интереса к его творчеству со стороны французского двора, Камбер в 1673 г. уехал в Англию, где был тепло принят при дворе короля Чарлза II (Карла II) и без промедления назначен на должность дирижёра королевского оркестра (Master of the King's Band). Камбер стал включать в репертуар свои пьесы, которыми пренебрег король Франции. Его музыка, особенно оперы (в Англии были поставлены "Ариана" и "Помона"), имела большой успех при королевском дворе, но оставила равнодушной широкую английскую публику. Его оперы нравились англичанам гораздо меньше, чем французские и итальянские оперы с Континента.

Камбер умер в 1677 г.в Лондоне при невыясненных обстоятельствах - преобладаюшим мнением современников было, что он покончил жизнь самоубийством, хотя ходили также слухи, что он был отравлен одним из своих слуг по "заказу" Люлли. Всё, что осталось из сочинений Камбера, кроме трёх опер и одной пасторали - это несколько арий, вокальных дуэтов и трио. Судя по его сохранившейся музыке, Камбер обладал ярким талантом к передаче эмоционального содержания текста.