Вступление.

Андрей Белый говорил, что «искусство не раз опережало медленный путь научно-философского мышления, и там, где наука и философия не давали ответа, этот ответ давался художником». Великий художник Иоганн Себастьян Бах выбрал для своего искусства крайне трудный материал - империю звуков. Задача его состояла в том, чтобы наделить звуки душой, постоянно отшлифовывая это "искусство чувства" (Georg Wilhelm Friedrich Hegel). Адресат его музыкальных обращений это наше "абстрактное самосозерцание" (Georg Wilhelm Friedrich Hegel). Это наше сердце. А "сердце открывает Бога" ( Blaise Pascal). В 1754 году, (четыре года спустя после смерти И. С. Баха), теолог из Лейпцига Иоганн Микаэль Шмидт написал : "Не так давно из Франции сообщили, что там сделана была статуя, способная исполнить несколько пьес на Fleuttraversiere; статуя эта подносит флейту к губам и затем ее опускает, двигает глазами и т. д. Однако никто еще не изобрел образа, который бы думал, желал, сочинял или делал бы что-либо отдаленно подобное. Пусть любой, кто желает в этом убедиться, обратится к последним фугам Баха, которому мы уже воздали почести ранее. Пусть увидит наблюдатель, какое искусство содержится в этой музыке. Я уверен, что наблюдателю вскоре понадобится ДУША, ежели он желает прочувствовать всю содержащуюся в этой музыке красоту или, более того, исполнить эту музыку и составить суждение об авторе. Все аргументы чемпионов Материализма должны рассыпаться в прах лишь от одного этого примера". Бог создал Баха по своему образу и подобию, а Бах неустанно создавал образ Бога в своей музыке. Он был Тенью Бога. Перефразируя Бориса Петровича Вышеславцева, я предполагаю, что свойствами творчества именно Баха являются ПРЕДВИДЕНИЕ и ПРОВИДЕНИЕ, а это БОЖЕСТВЕННЫЕ свойства. Я даже осмелюсь здесь переосмыслить Великое Сомнение Renatus Cartesius, сказав, что МИР СОМНИТЕЛЕН - БАХ НЕСОМНЕНЕН. Музыка Баха являет собой Демиурга Иррационального. Почему Иррационального? Потому что она есть "последнее "слово" разума, после которого разум уже не имеет более глубоких слов". Разуму больше нечего сказать. "Слово" берет МУЗЫКА...
Альберт Швейцер утверждал, что «в сравнении с кантатами все, что создал Бах, кажется не более, чем дополнением". Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) - жанр вокальной музыки, произведение для солистов, хора и оркестра, в состав которого входят хоры, речитативы и арии. Это синтез Слова и Музыки. Слова и Музыка имеют одну основную общую черту. Они ЗВУЧАТ. А религиозные тексты ЗВУЧАТ особенно. Без осознания Слова ("речь, дар речи, молва, весть, известие, проповедь, изречение, Писание, заповедь - значения буквы "С" из Церковнославянской азбуки) мы не прочувствуем в полном объеме Музыку («мыслете» - значения буквы "М" из Церковнославянской азбуки) Баха, поэтому здесь будут приведены переводы текстов, "костей" его кантат. Сам Бах свои кантаты "кантатами" не называл, он называл их "диалогами". И кантаты Баха ведут диалог не только с нашими чувствами, они взывают еще и к нашей душе.
– "А душу можно ль рассказать?" (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Да!
- "В каких "идеях", в каких символах и иероглифах лучше выражается Абсолют?" (Борис Петрович Вышеславцев)
- В кантатах Баха!
Наша работа (эта и последующие статьи) будет попыткой некоего "ричеркара" (от итальянского ricercare - изыскивать) вариантов исполнения ВСЕХ баховских кантат. ВСЕХ годовых циклов. Для чего это предпринимается? Мой ответ : Из любви. Из Священного Маниакального Эроса, который мы испытываем к музыке гениального кантора. Это будет двухголосная фуга для оркестра. Вождём (dux) в ней станет Nibelung, Antuan Flemondon возьмет на себя роль спутника (comes). Ну а комментарии уважаемых погруженцев будут тем оркестром, без которого звучание этой фуги невозможно...